НАШ САЙТ ПЕРЕЕХАЛ. НАЖМИТЕ:

 

Яндекс.Метрика

10 декабря 2010 года

undefined

  

Обзорная экскурсия по музею "Русское народное искусство"

В таких расписных санях отправлялись жених с невестой на венчание в церковь, а потом возвращались обратно домой

Красный угол в доме - здесь обязательно находилась икона, на которую крестились входящие в дом. Здесь ставили стол, за которым собиралась на трапезу вся семья. 

Дети старались поесть побыстрее. Во-первых, кто подносил чаще ложку ко рту был более сыт, чем менее проворные братья и сёстры...

Часы в доме - предмет роскоши. Не каждая семья могла позволить себе их купить. Зато часы можно было нарисовать, например на шкафчике.

Долгими осенними и зимними вечерами женщины, а иногда и мужчины (если не хватало рук) пряли пряжу. Из неё делали домотканое полотно, из полотна шили одежду. Пряжу изготавливали из льна, который нужно было посеять, вырастить, собрать, долгое время высушивать (солнце и дождь делали волокна льна мягче, податливее), вычесать от жёстких волокон.

Это наряд незамужней девушки. Он изготовлен из ярких, достаточно дорогих тканей, расшит люрексом, кружевом. На шею надевали бусы из речного жемчуга.

Домотканую одежду берегли. Как правило младшие дети донашивали одежду старших. Кроме того, дети носили и перешитые родительские вещи. Делалось это не только с целью экономии. Считалось, что родительская одежда обладает силой мощного оберега. 

В этом уголке представлены детские вещи - маленькие стульчики, деревянные куколки и лошадки, которые можно было возить на верёвочке или на которых можно было кататься по земле... 

Детские расписные саночки. 

На заднем плане - пять фигурок, пять этапов создания игрушки "Бондарь" (бондарь - мастер, изготавливающий бочки)

"Упряжка" (Городецкая роспись , 19 век) 

Тульский трактирный самовар 

Ваза для фруктов,  фирма К.Фаберже

Городецкая роспись 

Жостовская роспись (Мытищинский район Московской области) 

На последнем этаже музея находятся частные коллекции, среди них - коллекция замечательных механических кукол. Как оказалось, фотографировать здесь нельзя (этот кадр единственный, случайно сделанный по незнанию).

Нам очень повезло, мы оказались в кукольном зале сразу после некоей высокой делегации. Им демонстрировали некоторые экспонаты в движении. И нам тоже показали, как двигаются куклы, как играют музыкальные автоматы.  (Вообще-то, в музее кукол включают только по субботам и воскресениям в 13.00 и 13.30)

Дулёвский фарфор (Дулёвский фарфоровый завод (ДФЗ) г. Ликино-Дулёво, Орехово-Зуевский район Московской области) 

Холмогорская резьба по кости 

Вышивка бисером 

Ваза Гусевского хрустального завода Мальцовых (г. Гусь-Хрустальный Владимирской области) 

Изделия мастеров миниатюрной живописи фабрики П. и А. Лукутиных (в настоящее время Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, с. Федоскино Мытищинского района Московской области)

 

 

 

 

 

С помощью этих кнопок можно попасть на указанные страницы

              

В изготовленном мастерами-резчиками наличнике на светёлочное окошко использованы языческие символы - солнце, львы, русалки... 

 Вся большая крестьянская семья, одновременно усевшись за стол, ела из одной ёмкости. Начинал трапезу глава семьи, за ним - все остальные.

Во-вторых, в бедных семьях не у всех детей была обувь и тот, кто поел первым, мог обуться и бежать на улицу играть. Кто-то же оказывался без обуви и сидел дома. 

На заднем плане -  ковши-наливки. Ими черпали хмельные напитки, квас и воду из большого сосуда.

Замуж раньше выходили рано (в возрасте где-то 14 лет). Искусству прядения девочки научались уже в 5-летнем возрасте. Они начинали готовить свое приданное.  Но для смотрин, когда парень приходил знакомиться с невестой, оценивал её красоту, здоровье и мастерство, старались всё же покупать более дорогие ткани для наряда.

Второй наряд - молодой замужней женщины. Для него использовалась домотканая материя, украшения из бисера. Этот наряд более строгий, но по прежнему яркий. Зрелые женщины и старушки носили белые рубахи и чёрные сарафаны. 

Прялки украшались или резьбой (с изображением языческих символов), или различными рисунками. Картинки изображали будущего жениха и его богатство, будущую сытую и хорошую семейную жизнь, сцены из городской (а значит, по представлениям крестьян, весёлой и роскошной) жизни.

Детская люлька закреплялась так, чтобы мать могла перемещать её по комнате в тот угол, в котором работала в данный момент... 

Витрина с Сергиево-Посадскими и Богородскими деревянными игрушками 

"Медвежья свадьба" (фрагмент композиции) 

Под некоторыми самоварами делали спиртовки, благодаря которым вода в самоваре оставалась горячей долгое время 

Хохломская роспись 

Гжель (Раменский район Московской области)

Уважаемые родители! Во время экскурсии мы успели посмотреть меньшую часть экспозиции музея. А посмотреть есть на что.

Ниже публикуются фото некоторых предметов декоративно-прикладного и народного творчества, которые Вы и дети сможете увидеть, самостоятельно посетив музей. 

 

Холмогорская резьба по кости

Изделие Талашинской столярной мастерской Смоленской губернии 

Женский свадебный костюм (Москва, 1903год) 

Бронзовая чернильница "Девушка с коромыслом" (Санкт-Петербург, фабрика Ф.Шопена, 1970-е годы)

Сделать бесплатный сайт с uCoz